1. Роскомнадзору переданы полномочия Минцифры по блокировке копий (так называемых зеркал) запрещенных сайтов. Закон также расширил запрет на выдачу в поисковой системе сведений о копиях запрещенных сайтов на всех операторов поисковых систем.
(Федеральный закон от 22.06.2024 №158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 11 и 15 Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»)
2. Закреплено, что организация и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», приём в указанные образовательные организации осуществляются в порядке, установленном федеральными государственными органами, в ведении которых они находятся, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере общего образования.
Организация и осуществление образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», созданных субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(Федеральный закон от 22.06.2024 № 159-ФЗ
"О внесении изменения в статью 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации")
3. Регламентировано устойчивое развитие сельских территорий. Теперь под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объёма сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование и охрана земель, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, обеспечиваемые в том числе в результате осуществления видов деятельности, не связанных с сельскохозяйственным производством, включая деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма.
Сельскохозяйственные товаропроизводители наряду с сельскохозяйственным производством могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма и другие виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий. (Федеральный закон от 22.06.2024 № 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства")
4. Федеральное медико-биологическое агентство передано под руководство Президента РФ. Ранее деятельностью Агентства руководило Правительство РФ.
5. Определены приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий. К ним отнесены:
- высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика;
- превентивная и персонализированная медицина, обеспечение здорового долголетия;
- высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство;
- безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации;
- интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, включая автономные транспортные средства;
- укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования;
- адаптация к изменениям климата.
Перечень важнейших наукоемких технологий насчитывает 28 позиций. Они разделены на 2 категории - критические и сквозные.
Правительство должно определить объем финансирования и порядок ускоренного внедрения в экономику технологий.
6. Конституционный Суд РФ подтвердил право отцов - сотрудников ОВД ухаживать за больными детьми, если это объективно не может делать мать.
Отец - сотрудник ОВД освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности ухода матерью.
Конституционный Суд проверил данную норму применительно к следующей ситуации. Сотрудник ОВД был уволен из-за длительного отсутствия на рабочем месте в связи с уходом за больными несовершеннолетними детьми. В ходе служебной проверки были представлены справки из детской поликлиники. Однако листков нетрудоспособности, оформленных в соответствии с приказом МВД и Минздрава, и документов, подтверждающих невозможность ухода за детьми их матерью, представлено не было. Суды согласились с увольнением. Во время болезни детей мать проживала в семье, заботилась о них в свободное от работы время, а также эпизодически оказывала помощь пожилой свекрови (без оформления больничного). Сотрудник посчитал, что упомянутая норма ограничивает его трудовые права и не позволяет освобождать от служебных обязанностей в случае болезни ребенка при отсутствии обстоятельств, объективно подтверждающих невозможность ухода матерью.
Специальный порядок освобождения от исполнения обязанностей установлен законом с учетом специфики деятельности ОВД. Однако перечень случаев отсутствия материнского попечения не является исчерпывающим. Решая вопрос об увольнении, должностные лица ОВД и суды должны в т. ч. исследовать и оценить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии материнского попечения, об объективности причин, препятствующих матери в уходе за больным ребенком (детьми).
Оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ.